2 апреля 2023 г. в 14.00
Музыка европейских соборов
И чуть слышен вздох органа
В глубине резных церквей... (М.Волошин, «Тангейзер»)
В эпоху небоскрёбов и господства стиля Хай-тек наше воображение не перестаёт поражать великолепие многовековых европейских соборов с их изяществом и стремлением ввысь, богатством убранства, многообразием архитектурных элементов и форм. Для этих возвышенных, сакральных строений создавалась столь же разная, охватывающая всю панораму эпох и течений, музыка.
Концерт органной музыки соборов Европы откроет Ми минорная прелюдия датско-немецкого композитора и выдающегося органиста своего времени Дитриха Букстехуде. Прослужив большую часть жизни органистом церкви св. Марии в Любеке, он оказал влияние практически на всех музыкантов Германии конца XVII — начала XVIII вв. Виртуозные органные импровизации и полные пламени, величия и возвышенной риторики сочинения Букстехуде отразили идеи, образы и мысли высокого немецкого барокко, а хоральные прелюдии, фантазии, вариации, партиты послужили образцом для хоральных обработок И.С. Баха. Хоралы были и по сей день являются неотъемлемой частью литургической традиции Германии, продолжают звучать в церквях и соборах под аккомпанемент органа. На концерте прозвучат две хоральные прелюдии из «Органной книжечки» И.С. Баха, а также Прелюдия и фуга си минор. Особенно известна Хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ» BWV 639 ("Взываю к тебе, Господи..."), которая помимо всего прочего явилась музыкальным образом Земли и лейт-мотивом всего фильма «Солярис» Андрея Тарковского.
Композиторы романтики, среди которых особое место занимают Шуман и Брамс, были мастерами переплетения и воплощения традиций разных эпох немецко-австрийской музыки и немецкой культуры в целом. В творчестве поздних романтиков Й. Г. фон Райнбергера и З. Карг-Элерта раскрывается глубокая образность и медитативная проникновенность органной музыки, в то время как пронизанная светом и таинственным сиянием музыка О. Мессиана почти мистическим образом осуществляет связь времён от глубокого средневековья до современности.
Программу «Музыка европейских соборов»» представит Лилия Печёнкина (Лейпциг).
I отделение
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия ми минор, BuxWV 142
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Хоральная прелюдия «Wenn wir in höchsten Nöten sein» BWV 641 «Когда в глубокой мы нужде»
Прелюдия и фуга си минор BWV 544
Хоральная прелюдия «Ich ruf zu dir» BWV 639 «Взываю к тебе, Господи»
II отделение
Иоганнес Брамс (1833-1897)
Прелюдия и Фуга Ля минор Wo0 9.
Роберт Шуман (1810-1856)
Шесть пьес канонической формы, № 4 "Innig"
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)
«Vision» op. 156 №5,
«Agitato» op. 167 №2
Зигфрид Карг-Элерт (1877-1933)
«Starlight» op.108
Оливье Мессиан (1908-1992)
«Transports de joie» («Вспышка радости»)
3 часть из цикла «L'Ascension» («Вознесение»)
Партия органа — Лауреат Всероссийского и Международных конкурсов Лилия Печёнкина (Лейпциг, Германия)